Трудовая инспекция – это государственный орган, входящий в структурное подразделение Федеральной службы, занимающейся вопросами труда и занятости населения. В ее состав включены федеральные надзорные органы и территориальные инспекции труда, входящие в структуру определенных субъектов РФ.
Законодательный порядок работы, а также перечень дозволенных полномочий трудовой инспекции регламентируются ТК РФ и различными положениями, конвенциями и прочими федеральными законами.
- Трудовая инспекция: полномочия
- Контрольно-надзорная функция за соблюдением предписанных положений трудового законодательства.
- Выявление нарушений трудовых прав работников, норм техники безопасности и общепринятых правил охраны труда.
- Устранение возникающих нарушений, путем выдачи предписаний работодателю.
- Привлечение виновных лиц к ответственности (административной).
- Отстранение от занимаемой должности работодателей, нарушающих положения ТК РФ.
- Приостановление деятельности предприятия, организовавшую свою деятельность незаконным или небезопасным способом.
- Расследование фактов, связанных с несчастными случаями на производстве.
- Информирование и последующая передача материалов, связанных с нарушением положений трудового законодательства, в судебные/правоохранительные органы.
Инспектор по труду: компетенция и перечень обязанностей
Инспектором по труду принято считать всех должностных лиц федеральной инспекции труда, которые могут подтвердить свой статус соответствующим удостоверением. В ст.ст. 357, 358 ТК РФ определен весь законодательный перечень требований, касающийся данной должности.
В частности, для выполнения поставленных задач, инспектор по труду может задействовать следующие методы:
- Проводить проверки (плановые/внеплановые) подконтрольных субъектов на предмет соблюдения положений трудового законодательства. Нюанс здесь в том, что при проведении плановой ревизии проверяемое лицо уведомляется минимум за три дня до начала. При отсутствии руководителя органа (уполномоченного сотрудника), проведение плановой проверки запрещается (ст. 360 ТК РФ).
- Запрашивать, знакомиться и изымать материалы, необходимые для выполнения надзорной функции.
- Проводить личный прием и консультирование сотрудников, у которых возникли проблемы в сфере трудового законодательства.
- Рассматривать жалобы работников.
Каждое обращение граждан (устное/письменное) должно быть зафиксировано и проверено. На это действия у инспектора есть не более 30 дней. Кроме того, в отдельных случаях ТК РФ устанавливает 10-тидневный срок, связанный с рассмотрением специальных жалоб.